Отличный пример смешения мира и слова. Я в восхищении с тех пор, как увидела это четверостишие в первый раз:
Пусть будет небом верхняя строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льётся,
И ловит капли детская рука.Самуил Маршак
Борис Юстинович Норман - Язык: знакомый незнакомецПрежде всего надо сказать здесь о случаях сознательного смещения категорий языка и внеязыковой деятельности. Дело в том, что язык, отражая объективную действительность, по-своему преломляет её, создаёт свой собственный "мир", со своими границами и законами. Категория времени в языке - не то же самое, что объективное время, категория числа - не то, что количество вне языка, категория рода не совпадает с биологическим полом, а категория одушевлённости - с реальностью живой природы... Говорящий может умышленно переступать эту границу, "играть" на противопоставлении языка и мира. Пожалуй, самая изящная иллюстрация на эту тему - известное четверостишие Самуила Маршака.
Но истоки такой игры можно найти уже в народном творчестве, в частности в его малых жанрах: загадках, прибаутках, анекдотах. Приведём для примера несколько загадок "литературного" характера:
Что находится посреди Оки?
Что у Адама спереди, а у Евы сзади?
Когда старший пропускает вперёд младшего?
На аналогичном принципе - смешения предмета и слова - строятся некоторые анекдоты. Вот конкретный пример:
Преподаватель техникума спрашивает студентку:
- В каком числе стоит слово _брюки_?
- Верхняя часть - в единственном, а нижняя - во множественном.
- Как будет будущее время от глагола _любить_?
- Выйти замуж.
Часовой стоит на посту. Кто-то идёт.
- Скажи пароль!
- Пароль.
- Проходи!
Шутки, основанные на смешении языка и "внеязыка", теоретически, может быть, самый важный вид языковой игры.
Борис Юстинович Норман - Язык: знакомый незнакомец